Популярные рубрики

  • Португали: "Покупка недвижимости в Испании", IR #26, 2016-2017
  • Франция: "Покупка недвижимости в Испании", IR #26, 2016-2017
  • Кипр: "Покупка недвижимости в Испании", IR #26, 2016-2017
  • Греция: "Покупка недвижимости в Испании", IR #25, 2016
  • Хорватия: "Покупка недвижимости в Германии", IR #25, 2016
  • Италия: "Покупка недвижимости в Испании", IR #25, 2016
  • Испания: "Покупка недвижимости в Испании", IR #24, 2015-2016
  • Германия: "Покупка недвижимости в Германии", IR #24, 2015-2016
  • Швейцария: "Покупка недвижимости в Швейцарии", IR #23, 2015
  • ЧИТАЙТЕ онлайн версию журнала
    International Residence №27:

    Все номера: PDF-версии журнала International Residence
                          Html-архив журнала International Residence


Жемчужное ожерелье Турции

Опубликовано в журнале International Residence #14 (2010-2011 гг.)

Жемчужное ожерелье Турции

Турция упорно рвется в лидеры яхтенного спорта и яхтенной индустрии Средиземноморья. Некоторые турецкие яхтенные комплексы — марины — начинают соответствовать по своим стандартам лучшим аналогам Испании и Франции. В то же время цены на турецкие индивидуальные морские «парковки» и техническое обслуживание пока остаются еще низкими по сравнению с западными. Сегодня в Турции к услугам путешественников и туристов более 20 яхтенных комплексов. Маринами, словно чудесными жемчужинами, усыпана вся береговая линия страны: начиная с севера, от Черного моря, далее на юг, включая Мраморное море, затем море Эгейское и, наконец, юг — Средиземноморье, где лучшие марины группируются вблизи знаменитого города-курорта Анталья. Турецкие марины — это поистине жемчужное ожерелье страны, манящее яхтсменов со всех стран Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.


ЖИЗНЬ ВОШЛА В КОЛЕЮ


Одна из самых доходных статей турецкого бюджета — туризм. В предкризисном 2007 г. он дал казне 18,5 млрд долларов. Затем приток иностранных гостей значительно сократился, что сказалось и на экономике в целом, и на отдельных ее сегментах. Однако уже в прошлом году дело пошло на поправку. В Турцию вновь потянулись туристы из разных стран, и снова появились заказы на изготовление новых яхт. В этом году оживление во всех сферах экономики стало очевидным. По прогнозам аналитиков Deutsche Bank, в ближайшие 10-15 лет валовой внутренний продукт (ВВП) Турции будет увеличиваться в среднем на 5-6 % в год. Соответственно, будет развиваться туризм, строительная индустрия и сектор недвижимости. Это значит, что западные инвесторы, утомленные стагнацией, скученностью и высокими ценами западных средиземноморских курортов и марин, устремятся в уютные бухты Турции, подхлестывая цены. Особенно высокие инвестиционные рейтинги имеет Стамбул и прилегающие к нему окрестности, а также южный регион, где расположен знаменитый курорт Анталья.


Анталья среди прочего становится мировым лидером продаж и технического обслуживания дорогих яхт. Здесь работают 106 фирм, так или иначе связанных с яхтенным бизнесом (изготовление, ремонт, обслуживание). Заказы на изготовление судов поступают со всего мира. На многотонные яхты больше всего заказов поступает из России, а также из стран Ближнего и Среднего Востока. Цены на яхты растут, поскольку спрос обгоняет предложение.


В Турции изготавливают яхты самого разного типа: парусные, моторные, моторно-парусные, однопалубные, многопалубные, спортивно-гоночные, рыбацкие, туристические и т. д. Они могут быть выполнены из разных материалов: дерева, пластика, стали, алюминия, разных сплавов и стекловолокна. Внутри яхты отделываются как угодно — сколько денег не жалко заказчику. Стоимость яхт начинается где-то от 10 000 евро за самые дешевые (по сути, это моторные лодки-катера) и далее вверх без ограничения.

Средние мировые цены на моторные катера и яхты*

Цена, евро**
Общая длина, м
Макс. ширина, м
Осадка, м
Сухой вес, т
Запас топлива, л
Запас воды, л
до 50 тыс.
6-7
2-2,5
0,5
0,5-1,5
100-150
50-200 тыс.
6-10
2,5-3
0,5-1
1,5-7
150-700
35-150
200-400 тыс.
10-14
3-4
0,5-1
4-10
750-1400
130-300
400-600 тыс.
12-20
3,5-5,5
1-1,5
7-30
800-3500
150-1000
600-800 тыс.
15-20
4-5,5
1-1,6
15-30
1500-3500
650-1000
800 тыс.-1 млн
17-20
4-5,5
1-1,6
20-30
1500-3500
700-1100
1-1,5 млн
17-20
4,5-5,5
1,2-1,8
20-30
1500-3500
750-1200
1,5-3 млн
20-25
5-6
1,5-1,9
25-60
2400-6000
750-1200
3-5 млн
25-28
6-7
1,5-2
50-65
6000-8500
900-1500
5-10 млн
26-35
6-8
1,5-2,2
65-70
6700-10000
1200-2000
10-15 млн
35-38
7-8
1,5-2,4
70-100
10000-23500
2000-4900
15-25 млн
38-46
8-8,5
2-2,4
от 100
20000-40000
3500-5000
от 25 млн
от 44
от 8,5
от 2,4-2,8
от 150
от 40000
от 5000

*указаны средние мировые цены на новые моторные катера и яхты без дополнительных опций, доставки и таможенного оформления;
**цены приведены в соответствии с анализом предложений на 2010 год таких марок как Riva, Sunseeker, Chris-Craft, Fairline, SeaRay, Malibu, MasterCraft, Avon, BWA, BostonWhaler, Apreamare, Baja, Phantom, Monterey, Sessa, Feretti, Pershing, Azimut, Lubeck, Vicem, Feadship, Trinity, Leopard, JeMaSa Hakvoort, Bacarella, Nice N’Easy, Trident, My Iris.

ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ

В рамках развития туристической индустрии Турция приняла долгосрочную программу по созданию на всей прибрежной полосе практически беспрерывной цепочки яхтенных комплексов — марин. К 2030 г. в стране будет построено более 50 000 индивидуальных яхтенных причалов (сейчас около 25 000). Это, как ожидается, должно увеличить долю Турции в яхтенном средиземноморском туризме с 5 % до 10 %. Турция привлекательна для иностранных яхтсменов низкими ценами на швартовку и техническое обслуживание. Кроме того, стоимость проживания в Турции значительно ниже, чем в Западной Европе, и на морском побережье еще есть много свободного места в отличие от берегов Испании или Франции. А для привлечения состоятельной публики наряду с предлагаемым повышенным комфортом в яхтенных комплексах возводятся гольф-площадки и гольф-клубы.


В курортном городе Чешме на Эгейском море в начале этого года началось возведение новой марины на 400 индивидуальных причалов. Возведением комплекса занимается международный оператор Camper & Nicholson. Проект марины подготовила французская фирма Atelier Xavier Bohl, спроектировавшая знаменитый Порт Гримо около города Сен-Тропе на Лазурном Берегу. В прошлом году заработала марина высшей категории «Дидим» вблизи города Бодрум (юго-запад страны). Это один из самых крупных яхтенных комплексов Турции, его стоимость — 39,7 млн евро, площадь — 287 000 кв.м. В комплексе могут причаливать 623 яхты (на плаву), еще 600 яхт с помощью подъемников могут быть размещены в береговых доках (всухую). Мощные подъемники могут поднимать яхты водоизмещением 100-300 тонн. В комплексе есть магазины, рестораны, бары, вертолетная площадка и, что очень важно, есть своя таможенная служба. Яхтсмены и члены их семей могут разместиться в гостинично-жилых комплексах марины. Иностранцы без проблем могут купить себе жилье. Однокомнатная квартира стоит здесь от 24 000 евро, двухкомнатная — 36 000-54 000 евро.


Среди лучших марин выделяются «Атакей» (Стамбул), «Сетур Каламис» (Стамбул), «Левент» (Измир), «Сетур Финике» (Финике), «Порт Бодрум Яликавак» (Бодрум) и «Гечек» (недалеко от города Мармарис). Расценки на швартовку везде разные. Но повсюду действует одно правило: чем больше срок, на который яхтсмен арендует стоянку, тем дешевле это ему обходится. Вообще, цена аренды зависит от конкретной марины, ее географического расположения и статуса, от услуг, которые она предоставляет и которые нужны яхтсмену, а также от размеров яхты, ее водоизмещения и некоторых других параметров. Самые дешевые водные парковки стоят около 10 евро в день и приблизительно 300 евро в год. В эту стоимость входят расходы на воду и электричество. В маринах среднего статуса годовая швартовка стоит 1000-1500 евро. В более «продвинутых» маринах цены на услуги выше, чем в «отстающих». К примеру, в марине «Гечек» годовая швартовка среднего размера яхты стоит около 4000 евро. Это, по турецким меркам, дороговато (хотя в Турции есть и более дорогие марины), и объясняется тем, что данная марина получила статус фешенебельной, где причаливает европейский бомонд. Гечек — это Турецкая Ривьера. Вилла стоит здесь от 300 000 евро до 1,2 млн евро и более.


Кстати, в 22 км от Гечек расположен международный аэропорт. В порту Гечек расположены гостиничные комплексы, соответствующие пятизвездочному уровню. В гостиничных и жилых комплексах есть все удобства, медицинское обслуживание, круглосуточная охрана, рестораны, кафе, прачечная, беспроводной Интернет, магазины. По заказу обеды и любые блюда доставляются прямо на яхту. Есть банкоматы, служба топливной заправки, служба сбора мусора и отходов.


Очень популярны у яхтсменов марины Мармариса. Цены здесь одни из самых низких в Турции и, пожалуй, на всем Средиземноморском побережье. Кроме того, Мармарис интересен яхтсменам тем, что здесь они могут приобрести для своих судов абсолютно любое оборудование и любые запчасти. Выбор — удивительный и богатейший.


Для яхтсменов Турция плюс ко всему хороша тем, что купальный сезон на Эгейском и Средиземном морях длится до глубокой осени. Самые отчаянные купаются в ноябре и даже в декабре. Правда, это в основном ритуальные пловцы, почитатели Леандра, который более 2000 лет назад, согласно легенде, регулярно пересекал ночью Дарданеллы, чтобы встретиться со своей возлюбленной Геро, жрицей храма Афродиты. Увы, кончил он плохо. Чтобы Леандр не сбился с пути, Геро зажигала светильник, который служил маяком. Но в одну декабрьскую ночь терпение Афродиты иссякло, она напустила густой туман, и Леандр заблудился. Любопытно, что примеру Леандра спустя много веков последовал лорд Байрон. Но, как он сам признался, хотя и переплыл пролив в мае, его насквозь пробрал озноб, что, впрочем, неудивительно, ведь его не согревала любовь.


АРЕНДА БЕЗ ХЛОПОТ

Некоторые люди предпочитают не покупать яхты, а брать их в аренду на время отдыха. В этом, безусловно, есть большой плюс, поскольку таким образом человек избавляет себя от многочисленных хлопот. Аренда небольшой моторно-парусной яхты длиной 10-14 м (2-4 каюты на 4-8 спальных мест) на одну неделю обойдется примерно в 1350-2600 евро в зависимости от сезона. Пик сезона приходится на конец июля — середину сентября. В стоимость входят: все налоги и сборы, включая налог на добавленную стоимость (НДС) — 18 %, оформление всех документов, постельное белье, снабжение водой и газом для приготовления еды. Аренда небольших яхт обычно не включает в себя оплату услуг капитана, поскольку некоторые яхтсмены хорошо владеют навыками судовождения. Если же требуются услуги профессионала, то помощь капитана / лоцмана обойдется в 140 евро в день. Можно также за 90 евро в день нанять повара, который одновременно будет и официантом.


Среднего размера яхты укомплектованы экипажем (3-7 человек), и его услуги, как правило, включаются в общую стоимость аренды. За просторную яхту длиной 30 м (7 кают, 14 койко-мест) надо будет выложить 10 500-17 500 евро в неделю в зависимости от сезона. В стоимость входит: оплата услуг экипажа (5 человек), коктейль в первый день, ежедневный полдник, ежедневная топливная заправка на четыре поездки в день, техническое обслуживание, снабжение водой и газом для приготовления еды, страховка, постельное белье, оформление всех документов, оплата всех налогов и сборов, включая НДС. За дополнительную плату можно заказать переезд от аэропорта до марины / гостиницы, размещение в гостинице, экскурсии и страховку всех участников отдыха. При предварительном заказе действуют системы скидок до 25 %. Яхту и прочие услуги нужно заказывать не позднее, чем за 6 недель до начала отдыха, а лучше — за полгода или даже за 9 месяцев. При бронировании необходимо внести депозит — 40 % от полной стоимости заказа. Заказ можно оформить через интернет-сайт специализированной фирмы, деньги при этом перечисляются из российского банка в турецкий на счет этой фирмы.


ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Приплывающие в турецкие марины иностранные яхты должны регистрироваться при первом заходе в порт. Регистрация стоит приблизительно 25 евро. В некоторых портах эта цифра может колебаться. Действует регистрация в течение года. Это значит, что в течение года иностранный яхтсмен может свободно курсировать по турецким водам (но только при условии, что плавание носит не коммерческий, а спортивно-туристический характер). Однако если яхта покинет территориальные воды Турции, действие регистрации сразу же прекращается. У владельца яхты и сопровождающих его лиц должны быть заграничные паспорта и визы (приятно, что к россиянам теперь последнее не относится). Пограничные катера вправе в любой момент проверить документы яхтсмена.


Яхтсмену разрешено беспошлинно перевозить на своей яхте запасные части и запасное оборудование, необходимое для нормального функционирования судна. Все эти предметы должны быть занесены в опись судового журнала. Яхтсмены должны приобрести транзитный судовой журнал, куда заносятся все данные о владельце / владельцах яхты, членах экипажа, технические параметры яхты и пункты назначения. Документ действителен в течение года, его стоимость — около 40 евро. Кроме того, при заходе в некоторые порты требуется приобрести навигационный журнал (карту), его цена — около 50 евро. Для крупнотоннажных яхт (свыше 30 тонн) портовая администрация может потребовать заплатить дополнительно за лоцманскую поддержку.


В некоторых районах действуют очень строгие природоохранные требования. В ряде мест запрещено бросать якорь, набирать высокую скорость, включать громко музыку и готовить еду на палубе. Яхтсменам и лицам, с ними отдыхающим, не рекомендуется пытаться вывезти на яхте какие-либо археологические находки или иные предметы, представляющие историческую и культурную ценность, — это запрещено законом.


Вообще же, турецкие власти буквально, безо всякого преувеличения, лелеют иностранцев. Особенно это относится к россиянам, ведь российские туристы, инвесторы и предприниматели, отдыхающие в Турции, покупающие там недвижимость и делающие там бизнес, тем самым помогают развиваться турецкой экономике. Что касается конкретно турецких марин, то предупредительное отношение к зарубежным гостям и создание для них самых комфортных условий без завышения цен стало государственной политикой Турции. Политикой, помогающей Турции становиться центром яхтенного туризма Средиземноморья.


Автор: Олег Щелов

Опубликовано: 01.10.2010


Бесплатная подписка на журнал

Читателям: Журнал International Residence делает специальное предложение! Подпишитесь на журнал, и вы будете получать бесплатные номера журнала (два раза в год - апрель, ноябрь)!


Опрос читателей


Software error:

DBD::mysql::st execute failed: Table 'adm_1_propert_db.property_news' doesn't exist at ../../cgi-bin/lib/fDB2.pm line 40.

For help, please send mail to the webmaster (admin@internationalresidence.ru), giving this error message and the time and date of the error.



Подписка на новостную ленту